
читать дальше







Эту куклу я делала очень давно, в доинтернетную эру, ориентируясь на иллюстрации в сказкам из «1000 и одной ночи». Но внутренний цензор не давал покоя и упорно твердил, что образ не завершен и требует доработки.
Историческая справка:
Древняя Персия — рабовладельческое государство, основанное 550 г. до н.э. царем Киром Великим, покорившим Мидийское царство. Впоследствии персы завоевывали и подчиняли себе земли и народы Малой Азии, Элама, Вавилонии, Финикии, Сирии, Египта, и правили вплоть до битвы Александра Макендонского и Дария III при Иссе и Арбелах. Объединения различных народов в единое Персидское государство сопровождалось становлением общей культуры. Персы охотно заимствовали у покоренных народов все лучшее, в том числе и элементы одежды.
Мидийско-персидская одежда представляла собой подпоясанную на вавилонский манер рубаху, с расширяющимися книзу рукавами, под нею находилась вторая рубаха-юбка, длиной до колен, более узкая и закрытая, с узкими длинными рукавами, подпоясанная в талии, из цветной ткани с пестрой отделкой и длинные штаны, в меру плотно прилегающие к ногам. Костюм знатных персиянок был похож на мужской. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, отделанные каймой. На головах - круглые шапочки, украшенные драгоценностями и покрывала, вышитые золотом. Женская обувь украшалась богатой вышивкой.
Шли годы, столетия, менялись царства и династии, мода…, впрочем костюм мало изменился, что подтверждают гравюра с костюмом 1645-1648 годов французкого художника Georges de la Chapelle и другие полотна.


Придворное женского одеяния первой четверти XIX в. (при дворе династии Каджаров (1796 - 1925), состояло их широких шальвар, прозрачной кисейной рубашки (пирохана), кофты с длинными рукавами, и архалука, затканного крупным повторяющимся узором. На талии - массивный пояс. Рукава кофты, плечи архалука, подол шальвар расшивались жемчугом и другими драгоценностями.
На голове – маленькая круглая шапочка. На темени - джига из перьев.
В годы правления Мухаммад-шаха (1834-1848) усиливается проникновение в Иран европейской культуры, в частности моды. Иранские дамы начинают носить очень широкие юбки, напоминающие европейский кринолин в сочетании с типичными для придворного иранского одеяния деталями: шелковой прозрачной кофточкой и надеваемым поверх нее архалуком с длинными рукавами.


Недавно мне попались фотографии гарема иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, который властвовал с 1848 по 1896 гг. Легенда гласит, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет (в других источниках любовь к балету шах привез из путешествия Париж в 1970 г.) и так был очарован балеринами, что для женщин королевского гарема ввел шалитех (иранские балетные пачки) - наряд из плиссированной юбки и шаровар.


Одним словом пришло время преобразить куклу.
Персияночка обзавелась покоем в хараме (серале). (Гаре́м (от араб. حرام, Хари́м — отделённое, запрещённое), сераль — закрытая и охраняемая жилая часть дворца или дома, в которой жили женщины высокопоставленного восточного государственного деятеля, купца или другого богатого человека) и кальяном.
На сегодняшний день существует несколько версий где зародилась традиция курить кальян. Наиболее распространенным является мнение, что кальян придумали индусы. В качестве колбы они использовали вычищенный кокосовый орех, а трубками служил полый тростник. Вместо табака использовалась смесь гашиша с лекарственными растениями и специями. Смолу, получаемую в процессе курения, применяли как сильное обезболивающее. Спустя некоторое время традиция курения кальяна через Персию распространилась в страны Ближнего Востока, Северную и Восточную Африку, Египет, Аравию, Восточную Азию и Османскую империю. В каждой стране кальян имел свое название: шиша, бори, хука, хугга, наргила, аргила, наргиле, джаджир, боури, гоза, гоуза, джоуза, чилим. Постепенно конструкция устройства изменялась и совершенствовалась. Колбу стали изготавливать из тыквы, а затем, в Персии, из фарфора. На смену тростниковым и соломенным трубкам пришли более долговечные и практичные гибкие шланги из жил животных или кожи змеи. С открытием табака персы дополнили конструкцию кальяна специальным бронзовым подносом, который закреплялся над колбой. Курение кальяна стало частью образа жизни.
Персы активно использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови. Знатный перс не отправлялся в поход без ящика с мазями, маслами, помадами и благовониями. Образ я решила дополнить мехенди. Мехенди это чисто женское искусство, рисунки на теле могут выполняться только женщиной и только для женщины, поэтому я сделала своей персинке роспись на руках, к тому же хинные узоры на руках знатной вельможи указывают на ее высокородное происхождение.
Менди, хинди, урду— роспись хной по телу с помощью пасты приготовленной из порошка верхних листочков Лавсонии Инермис, и ещё некоторых составляющих. История мехенди насчитывает около 5000 лет. Роспись хной была известна в Древнем Вавилоне, Ассирии, Месопотамии, Древней Греции, Римской империи.
Рисунки из хны служили не только изысканным украшением, но и своеобразным талисманом. Считалось, что такая роспись приносит счастье, защищает от неудач и злых духов. В мехенди широко используется символизм. В арабском стиле преобладают растительные орнаменты (с категорическим запретом на изображение животных и людей).
Соединение двух простых линий отражает двойственность жизни, Цветы – недолговечность детства, новую жизнь, Фрукты – символ бессмертия души, Лоза, тянущаяся к свету, и постоянно нуждающаяся в опоре – символ бесконечной преданности, Зерно – счастье и изобилие в доме. А Браслет — успехи на любовном фронте.
@темы: стилизация, одежда, картинки, фото, информация, аксессуары, Ближний Восток, Mattel, парадный костюм
Отдельный респект за подход к созданию - обожаю, когда люди так вдумчиво подходят к стилизации, а не оставляют на уровне "Как на картинки к 1001 ночи".
обожаю, когда люди так вдумчиво подходят к стилизации, а не оставляют на уровне "Как на картинки к 1001 ночи".
Так костюм выглядел до "тюнинга"..., время исполнения - нач. 2000-х годов.
ракурс сверху мне кажется не слишком удачным. возможно, мне хотелось сделать акцент на композиции.
хотелось бы поближе рассмотреть детали и побольше технической информации именно о выполнении костюма и антуража: как и из чего
детали попробую отснять, касательно что из чего:
основа - пинопласт, два квадрата (ступеньки), что бы приподнять ансамбль, обтянула шелковой тканью, диванчик - в основе, вспененный полиэтилен (всегда оставляю такие элементы после покупки оргтехники), обтянут бархатом, из бархата, парчи и декоративно ленты также сделала подушечки; "ковер" - тесьма с ромбовидным орнаментом, край поторочила, получилась бахрома. Кальян - идею нашла на одном из кукольных сайтов, в моей интерпретации - детальки из магазина "Момпасье" и колпаки от духов, Мехенди делала гелевой ручкой, сверху покрыла бесцветным лаком. Основной декор - вышивка бисером.