Дама с порт-букетом.
читать дальше
]
Балы в 19 веке были праздником, развлечением, местом для знакомств и изысканного отдыха.
Бальный этикет включал в себя требования к костюмам, правильное исполнение танцев, культуру поведения, а также оформление помещений (зала, курительной, буфета, игровой комнаты). Балы проходили в великолепных залах, освещенных свечами, которые горели по 3 - 4 часа, что обуславливало продолжительность бала (говорилось «окончен бал, погасли свечи), примерно с середины века начали применять керосиновое и газовое освещение.
На балу пили шампанское, ели прохладительные сорбеты из ягод и лимонов, мороженое. В центре зала танцевали, а на возвышенных площадках, у стен, на раскрытых ломберных столах стояли колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали, философствовали.
Танцевали экоссезы, вальсы, гавоты, галопы, мазурки, польки и кадрили, но неизменно начинали балы полонезом - самым величественным из бальных танцев 19 века.
Бальное платье середины 19 века - это глубокое декольте, короткие рукава, или отсутствие оных, пышный тюлевый или кружевной кринолин, украшенный бантами и гирляндами цветов, лиф, заколотый брошью.
Обязательная деталь бального туалета - перчатки, светлые, не доходящие до локтя, до или чуть выше запястья или длинные шелковые, отделанные по краю рюшем или кружевом.
Необходимая принадлежность бального наряда - сорти-де-баль – (от франц. sortie-de-bal – для выхода на бал) накидка без рукавов, иногда с очень широкими рукавами, предназначенная для особо нарядного, вычурного фасона платья, на которое нельзя надеть манто или накидку обычного покроя, чтобы его не измять, и для того что-бы прикрыть глубокое декольте и открытые руки. Предмет роскоши и удовольствия: сорти-де-баль нужна была лишь для того, чтобы дама могла дойти от кареты до вестибюля бального зала, а по приезду эффектным мановением плеч сбросить на руки кавалеру.
Шили сорти-де-баль из дорогих декоративных тканей - тафты, атласа, бархата, шелка. Они обязательно должны были гармонировать с тканью бального платья. Отделывали тесьмой, сутажем, меховой опушкой или кружевом.
Тюлевые накидки носили отдельное название – иллюзион.
Молодая дама не выезжала на бал без сумочки-ридикюля с флаконом духов и флаконом с нюхательной солью от частых обмороков, бальной книжки (carnet de bal), в которую до начала бала карандашом записывались имена претендентов на танец, порт-букета с ароматными цветами, отбивавшими неприятный запах мужских шерстяных фраков после энергичных галопов и полек. Дамы почтенного возраста брали на бал носовые платки, лорнеты, программы бала и бальные веера.
Ридикюль – это женская сумочка мягкой формы в виде кисета на шёлковом шнуре или цепочке, изначально в виде миниатюрных плетеных мешочков, оттого и получили название «ретикюль» (от лат. reticulum – сеточка, плетеная сумка). Позже их начали называть насмешливо «ридикюлями» (от фр. reticule – смешной). Праобразом ридикюля был мешочек для рукоделия, который с середины 18 века ввела в моду маркиза де Помпадур.
По традиции ридикюли шили собственноручно, даже высокородные дамы, из дорогих тканей ‒ атласа, шелка, бархата. Для отделки использовали бисер, стеклярус, вышивку шелком, драгоценные и полудрагоценные камни. Ридикюль отражал общественное положение дамы.
Порт-букет, он же porte-bouquet, posy holder, или tussie-mussie – футляр, миниатюрная вазочка, подставка для подносимого цветочного букета, который можно было спрятать в лифе, приколоть на корсаж, носить на шантеле или держать в руках.
Этот аксессуар вошёл в моду во Франции, во время правления Людовика XIV, а затем приобрёл популярность во многих странах. Миниатюрные букеты носили для предотвращения заболеваний и для маскировки неприятных запахов. Возникновение порт-букетов было связано еще и с тем, что непременным элементом туалета благородной дамы на протяжении нескольких веков оставались перчатки, которые изготавливали из дорогой лайковой кожи или шелка, украшались вышивкой, кружевами, драгоценными камнями. Чистить их было довольно проблематично, а порой и просто невозможно, а пачкались они быстро, и особенно – о букеты цветов. Изобретение порт-букета позволило дамам не касаться стеблей руками.
В 19 веке, в эпоху романтизма, порт-букеты достигли пика популярности.
Порт-букет состоял из вазы в форме конуса или рога, сделанного из одного или нескольких материалов: золота, серебра, хрусталя, кости или перламутра. Его инкрустировали самоцветами драгоценными камнями, жемчугом, украшали эмалью, миниатюрами. Внутри вазочки укладывали кусочек мха пропитанного водой, который позволял цветам, воткнутым в него, долго оставаться свежими и источать благоухание. К ручке-держателю букета крепились две цепочки, одна из них заканчивалась кольцом, другая имела небольшую шпажку, которой букет прикалывался к вазочке. Стебли в вазочке были связаны лентой, и закреплялись шпажкой, для большей надежности. Самые сложные по конструкции порт-букеты имели ножки, которые позволяли им превращаться в небольшие вазочки для цветов. В некоторых порт-букетах были небольшие зеркальца.
Помимо основного функционального назначения – быть держателем цветов, порт-букет имел и дополнительный тайный смысл. Это связано с невероятной популярностью символического «языка цветов».
"Селам", язык цветов, придуманный наложницами в турецких гаремах. Был введен в Европе шведским королем Карлом XII, который узнал об этом языке при османском дворе во время своего вынужденного пребывания в Турции. Через несколько лет этот язык появился и в Англии, после того, как писательница Уортли Монтегю посетила Турцию и изучила, как при помощи правильно составленного букета выразить самые разные чувства — от привязанности и дружбы до неприязни и ненависти. Вся Европа была охвачена страстью к составлению «говорящих букетов». С помощью цветов признавались в любви, назначали свидания, принимали или отвергали ухаживания. Значение имело все: цвет, форма цветка (бутон или полностью распустившийся цветок), с листьями или без листьев (для розы имело значение наличие или отсутствие шипов). Также придавался особый смысл тому, где расположен букет – у сердца, на талии, в левой или правой руке. С помощью букета передавались записки, приглашение на бал, прогулку и т.д. Как принимался подаренный букет, тоже имело значение. К примеру, дама целовала букет, это означало ее интерес и склонность к персоне подарившей букет, ну а если букет безразлично болтался на цепочке, уже было понятно, что рассчитывать дарителю не на что.
В викторианскую эпоху языком цветов владела каждая дама. Цветочные мотивы стали модными, также, благодаря влиянию поэтов-романтиков и увлечению императрици Евгении эпохой Марии–Антуанетты. Цветы использовали не только в букетах, ими украшали платья, головные уборы, бальные и вечерние прически. Это могли быть несколько вколотых в волосы бутончиков, а мог быть и целый венок.
Венки из цветов и листьев были в моде на протяжении всего 19 века. Иногда они включали живые цветы, иногда – искусственные - из ткани, воска или фарфора, из драгоценных камней, золота и серебра. Драгоценности, имитирующие венки, цветы или фрукты, появились в начале 19-ого столетия и оставались популярными в течение многих десятилетий. Эти украшения, как правило, разбирались, и можно было, например, носить фрагменты тиары, как отдельные украшения для волос или корсажа, колье или подвески.
Значений цветов:
Роза: красная - настоящая любовь; белая - вечная любовь, молчание или невиновность, тоска, добродетель, чистота, скрытность, благоговение и смирение; розовая - вежливость, учтивость, любезность; тёмно-розовая - благодарность, признательность; светло-розовая - желание, страсть, радость жизни, молодость, энергия. Хризантема – признак долголетия и процветания. Маргаритка – символ чистоты, невинности и добродетели. Гардения - символ Вашей тайной любви, о которой Вы никак не решитесь рассказать. Фиалки – хороший способ показать свою привязанность, также являются выражением кротости и застенчивости.
Орхидеи – признак изысканности и утончённости. Тюльпаны, ирисы, фрезии, амарилисы, гиацинты – символы весенней свежести, расцвета чувств и подъема жизненной энергии. Лилия - непорочность и чистота. Незабудки – память, дружба. Астра - любовь, изящество. Нарцисс – гордость, самовлюбленность. Гортензия - безответная любовь. Ирис – доверие, мудрость, надежда. Гвоздика – мужество, стойкость. Ландыш – скрытая любовь. Мак – в зависимости от окраски мог означать утешение, удовольствие или удачу. Камелия – восхищение. Дельфиниум - переменчивый нрав. Анютины глазки – развлечение. Магнолия - благородство, изысканный вкус. Пион – долголетие. Колокольчик – намёк на лесть. Ромашка – мир и любовь. Пальмовый лист, лист лавра – победа, успех, триумф. Василек – простота. Наперстянка - трудолюбие. Гипеаструм (амарилис) – символ рождества, новой жизни. Плющ - любовь, верность, дружбу, привязанность. Украшали головы также венками из осенних листьев деревьев, иногда даже с ягодами и плодами.
Про класические женские прически сер. 19 века я уже писала в предыдущих постах. Для этой куклы мне захотелось сделать прическу с фотографии, датированной серединой 19 века.
Ну и на последок – про выбор цвета.
В 1800 году был открыт пигмент изумрудно-зеленой краски. Его выделили из яри-медянки и медного арсенита, в результате эта краска была одним из самых опасных ядов, которые когда-либо использовались человеком. Прекрасный изумрудный зеленый цвет платья получался благодаря мышьяку. Этим ядом красили многие женские аксессуары и украшения.
Моду на зеленый ввел Наполеон Бонапарт. В модных журналах первой трети 19 века упоминаются зелёный-миртовый, зелёный-изумрудный, цвет зелени молодых древесных побегов, цвет английской зелени, капустный. В середине века спектр оттенков зеленого становиться еще богаче. Вслед за английским зеленым (vert-anglaise) появились известия о саксонской зелени (vert de Saxe), а еще: змеиная кожа, нильская вода, попугайный, перидотовый. Зелёный был таким разным... бисквитным или вердигри– нежно-серовато зелёным; вердепешевым (с желтоватым или розоватым оттенком) или вердепомовым – яблочным; осиновым или фисташковым; вердрагоновым – то ли цвета дракона, то ли цвета формы драгун и даже цвета влюблённой лягушки! ….на любой вкус.
Бальный туалет сер. XIX века
gertrud
| воскресенье, 27 сентября 2015