01:07 

Стилизация костюма правительницы майя в церемониальном головном уборе

oleksbuh
Красная королева


























Что Вас вдохновляет или что может послужить источником вдохновения …?
Идея этой куклы родилась с фразы: "Индейцы - коренные жители Северной и Южной Америк", с которой начиналось описание работы "Окэмен. Вождь Лакота-Сиу». Сразу же всплыли образы из любимых в детстве романов «Сердца трех» (Джека Лондона) и «Дочь Монтесумы» (Г.Р.Хаггарда). После недолгих раздумий остановилась на представителях цивилизации майя.
Оказалось, создать даже стилизированный костюм, рассматривая фризы с барельефами, фрески, иконографии, керамику и другие артефакты с изображениями богов, жрецов, правителей, воинов и т.д. довольно трудно.


На помощь пришли друзья, посоветовав посмотреть фильм Мела Гибсона «Апокалипто» 2006 г. (получивший премию «Оскар» за лучший грим)…. Пазл сложился и родилась эта кукла.

Прототип: (с решением платья героини я была не совсем согласна, поэтому в этом вопросе обратилась к вышеупомянутым артефактам).



Ну а теперь немножко теории.
Майя – самое известное высокоразвитое племя центральной Америки, знаменитое необыкновенными произведениями искусства, городами, целиком высеченными из камня, письменностью, познаниями в области медицины, математики, астрономии и нашумевшему календарю. Этот народ, обладавший гениальными творческими способностями, называют одним из самых выдающихся народов на планете.
Культура майя развивалась на огромной территории, превышающей 325 тыс. квадратных километров, примерно там, где в настоящее время находятся мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, восточная часть штата Чьяпас, часть Гватемалы, Белиза, Гондураса и Сальвадора.

В древности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. Выделяют несколько периодов цивилизации майя: ранний доклассический (около 2000 – 900 годы до н.э.),средний доклассический (900 – 400 годы до н.э.), поздний доклассический (400 год до н.э. – 250 год н.э.), ранний классический (250 – 600 годы н.э.), поздний классический (600 – 900 года н.э.), постклассический (900 – 1521 годы н.э. (до прихода испанцев и конкистадоров, хотя майя по-прежнему существуют в наше время в форме слияния множества культур в единой).
В раннем доклассическом периоде на культуру майя заметно влияют соседи, главным образом ольмеки. Майя развиваются за счет добычи нефрита, обсидиана и морских раковин. Полудрагоценные камни используются в ювелирных изделиях, из обсидиана изготавливают изделия с идеально острыми краями. В виде валюты используют какао бобы, шкурки, птичьи перья. Керамика этого периода получила название Мамом и Чиканель.
В течение раннего классического периода проявляются типичные черты культуры майя: строительство храмов с использованием ступенчатого свода, культ времени, нашедший выражение в невероятно точном его отображении на стеллах с высеченными иероглифами, которые не только говорят о хронологии событий, но и представляют собой литературные источники. На этом этапе майя испытывают на себе сильнейшее влияние культуры Теотиуакана.
Классический период. Население майя насчитывает миллионы. Достигает своего апогея архитектура, скульптура, живопись, керамика, прикладное искусство, особенно резьба по камню, астрономия, математика, иероглифическая письменность. Керамические изделия этого периода получили название Цаколь и Тепев. В течении нескольких столетий наблюдаются обильные осадки, которые и дают возможность сельскому хозяйству и цивилизации в целом процветать, но всякий раз, при смена климата и проблемах с урожаем, начинаются войны.
С 900 года города пустеют и к 1100 гг., пик цивилизации майя подошел к концу. В период упадка, под влиянием других народов культура майя постепенно размывается до такой степени, что в начале следующего короткого 50-летнего периода, названного «междуцарствием», эта цивилизация вновь опускается до уровня формативного периода.
С 975 до 1200 г. (мексиканский период) культура майя испытывает влияние выходцев из центрального нагорья, говорящих на языке науатль, а также тольтекской культуры. Усиливается и приток населения из этих районов. В какой-то мере этим можно объяснить ту часть легенды о Кецалькоатле, где говорится о его отъезде из Мексиканского залива в красную и черную землю, страну мудрости, на плоту из переплетенных змей. По данным самих майя, именно в это время на полуостров Юкатан прибывают тольтеки во главе с Кукульканом, что на языке майя также означает Пернатый Змей (аналогично переводится Кецалькоатль с языка науатль).
С 1200 по 1540 г. был создан целый ряд союзов между народами, подчиненными семействами майя и науатль. Последний из них, заключенный между городами Ушмаль, Чичен-Ица и Майяпаном, означал полный упадок цивилизации майя в результате кровопролитной войны. Прибывшие сюда испанцы столкнулись с бедным и расколотым государством, которое лишь в самой незначительной мере сохраняло следы былого величия.
Доиспанская культура майя прекратила свое существование в 1540 г., после того как город Т'хо попал в руки конкистадора Франсиско Монтехо. Начался постклассический или колониальный период. Конкистадорам трудно далось завоевание майя. В отличие от народов ацтеков и инков, которые руководствовались центральной властью, майя боролись самостоятельно, зачастую вели ожесточенные бои, пока один за другим города не были завоеваны.

Но вернемся в периоду расцвета этой цивилизации.
Итак, территория майя имела форму треугольника. Его углы образовывали города Вашактун, Паленке (Лакум-Ха «Большая вода») и Копан. Остальные центры, возникшие позднее, находились на сторонах треугольника и внутри него.
Майянские города-государства (Тикаль, Чичен-Ица («колодец племени Майя»), Ушмаль («ox-mal» — «три раза»), Калакмуль (на языке майя его название означает «расположенные рядом холмы», известный также под названиями «Каан» и «Королевство змей») были средоточием власти и культуры. Они имели свою схему застройки. Ядро (ритуальная, храмовая зона) располагалось на холме. Вокруг него находились дворцы жречества и знати. Обычно это были монументальные дворцы из камня и извести в один - пять этажей, расположенные на террасах и платформах, фасадом ориентированные на восток. Они имели свои алтари, бани, были обставлены простой, но удобной мебелью (кроватями из прутьев, деревянными и каменными скамейками, столами и ширмами).
На периферии, у подножья холма располагались деревянные двух- и четырехкомнатные хижины простых горожан, крытые пальмовыми листьями. Между городами прокладывались широкие, вымощенные камнем "белые дороги". В среднем дороги имели ширину 10 м и протяженность около 100 км, были приподняты над местностью на 0,5 - 2.5 м и представляли собой прямую линию.

Нижнюю ступень социальной иерархии занимали рабы - пентакооб. Рабами становились попавшие в плен во время войн, наказанные за совершение уголовных преступлений и за долги. Раб не пользовался никакими правами.

Большая часть населения составляла класс, называвшийся на языке майя ах чембаль виникооб, мемба виникооб, ялба виникооб, масехуалооб (низшие, грубые люди, плебеи, простолюдины). Эти люди занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей, собирательством, добычей соли, пчеловодством и т. д., а также возведением жилых домов и роскошных монументов, предназначенных для ритуалов. По закону они считались свободными и имели определенные права.

Группа торговцев. У майя были простые торговцы (на местных рынках) и владельцы торговых предприятий, имевшие караваны для осуществления межрегиональной торговли.

Жрецы - ахкинооб (дети Солнца).
Верховный жрец, назывался Ахав Кап Май. Титул Ахав Кан означает "господин змея". Под началом «князя змей» имелся хорошо развитый аппарат помощников, которые обучались астрономии, астрологии, письму, а затем, будучи жрецами, проходили дополнительное обучение для повышения мастерства.
В зависимости от выполняемых функций жрецы занимали те или иные должности. Кроме того, в духовной и гражданской иерархии существовали разные уровни, зависевшие от степени важности того или иного центра. Самой значительной была функция чилама - пророка или предсказателя. Его носили на плечах, когда он присутствовал на общественных церемониях. Знаток и толкователь книг, содержащих записи о важнейших исторических событиях и особо интересных природных явлениях (астрономических, метеорологических и др.), чилам мог предсказывать их повторение в соответствии с цикличностью календарных периодов.
Другая важная должность – наком - жрец, совершавший человеческие жертвоприношения, избирался пожизненно, но должность его не передавалась по наследству, как остальные жреческие должности.
При жертвоприношении, когда вскрывалась грудь и извлекалось сердце жертвы, накому помогали четверо почтенных старцев. Они должны были держать руки и ноги жертвы, лежавшей на жертвенном камне. Этих старцев называли чаакообами (от имени бога дождя Чаака). Чаакообы помогали также в проведении других церемоний, праздников и обрядов.
На самом низком уровне жреческой иерархии находился ахмен - "тот, кто знает", более других имевший контакт с народом, так как он принимал участие в обязательных земледельческих обрядах, когда проводился сев и сбор урожая или когда длительные засухи вынуждали просить дождя у бога Чаака. Ахмен, кроме того, был колдуном и знахарем, то есть обладал способностью "насылать" болезни и причинять вред, но также и избавлять от них.

У майя были настоящие судьи и чиновники "для выслушивания тяжб". Назначались также исполнители - альгвасилы (мелкие полицейские чиновники). В качестве вознаграждения за исполнение своих обязанностей судебные чиновники получали подарки от тяжущихся сторон.
Четко различались преступления непреднамеренные и преднамеренные. Среди первых указываются случайные убийства, самоубийство мужчины или женщины по вине одного из супругов, случайный поджог домов, ульев и зернохранилищ, что бывало довольно часто, когда лес сжигали перед посевом. Во всех этих случаях суд проявлял достаточно терпимости, и если виновный сам не имел средств для возмещения ущерба, его друзья и родственники могли оказывать ему помощь.
Обиды, нанесенные со злым умыслом, смывали кровью или кулаками.
Суд древних майя был строг, непреклонен и его решения не подлежали апелляции. Убийство - каралось смертью или уплатой рабом за умершего в зависимости от требований его родственников. Если убийцей был несовершеннолетний, он становился рабом. Воровство, даже незначительное, наказывалось рабством, длительность которого определялась ценностью украденного. Если вор не мог оплатить всю стоимость украденного, он оставался рабом навсегда.
За супружескую неверность также сурово наказывали. Если оскорбленный муж прощал виновного, тот оставался свободным человеком. Если же оскорбление не прощалось, виновного ждала позорная смерть - его поражали стрелами, раздавливали голову тяжелым камнем или "приказывали вытащить кишки через пупок". Неверную жену могли приговорить к смерти, но обычно ограничивались тем, что подвергали ее общественному позору. Изнасилование девственницы или замужней женщины также каралось смертью. Содомия считалась тяжелым преступлением, и виновных сжигали на костре
Предавший своего господина, а также виновный в преднамеренном пожаре наказывался смертью. Если должник умирал, не оплатив долга, это должны были сделать его жена и дети, иначе они становились рабами до полного возвращения задолженности.
Суд вершился одинаково строго по отношению как к знати, так и к бедноте.

Знать: сановники - альмехенооб (те, у которых есть мать и отец) "те, кто имеет оба имени": по отцу и по матери. Мужчины простого происхождения носили только имя отца, а женщины- только матери; кроме этого, каждый человек имел имя, данное ему при рождении, и имя, характеризующее его внешний вид (прозвище).
Слово майя "альмехенооб" подразумевает знание своих предков и сознание принадлежности к какому-то роду. Во многих случаях общим предком считалось какое-либо животное - тотем: Балам (ягуар), Чан (змея), Май (олененок), Печ (клещ), Ук (вошь), Пек (собака). Известно, что многие из правителей майя гордились своим действительным или предполагаемым тольтекским или ацтекским происхождением. (майянская знать, по большей части, происходила от чужеземных завоевателей). На Юкатане существовали роды патрилинейные (чибаль) и матрилинейные (цакаб). Молодые могли какое-то время жить в доме родителей жены или в доме родителей мужа. Это говорит о равнозначности системы родства. Однако большее число брачных запретов все же относилось к отцовской линии, а это означает, что кланы были главным образом патрилинейные. Экзогамия - запрещение брачных связей внутри рода, проявлялась в табу на брак между лицами, имеющими одну и ту же фамилию, даже если они и не были связаны кровным родством, так как одна фамилия указывала на принадлежность к одному и тому же клану, то есть на происхождение от общего предка. Поэтому эндогамный брак (брачное общение внутри рода) рассматривался как форма кровосмесительства.
Знатность, была наследственной. Аристократы занимали должности гражданских руководителей, высокие бюрократические посты, исполняли жреческие обязанности.

Государством майя правил халач-виник («настоящий человек», «ахав» - господин). Власть наследовал старший сын, а при отсутствии мужских потомков или если они не достигли соответствующего возраста, трон переходил к старшему брату, или при правителе-ребенке, правила его мать. Известно также о женщинах-правительницах. Бывали случаи, когда при взрослом царе реальным правителем становилась его жена.
В зависимых городах правили батабы, назначаемые халач-виником и часто находившиеся с ним в родстве. Батаб исполнял гражданские, судебные и военные функции: собирал дань для своего правителя, вершил суд и был пожизненным военным вождем в данной общине. При нем действовал местный совет, также называвшийся ах куч каб, состоящий из вождей фратрий. В его услужении находилось несколько ах кулелообов, в обязанности которых входило управление паполной (народным домом), местом, где собирались мужчины для обсуждения своих дел, готовились к проведению церемонии, ритуальных танцев и песнопений; ах хольпооб был мастером пения, руководителем музыкантов и отвечал за музыкальные инструменты; тупиль, отвечал за исполнение распоряжений, исходивших от стоящих выше его. В случае войны реальное командование воинами осуществлялось накомом - человеком, опытным в военных делах, который находился на своем посту три года. Все это время военный вождь был обязан вести аскетический образ жизни, включая половое воздержание и очень строгий режим питания. В его распоряжении были наемные воины хольканы, которые получали вознаграждение лишь во время войны. В зависимости от военных потребностей наком мог набирать воинов среди местного населения.

Все майя были религиозны. Мир в их представлении был сложным образованием, наводненным священными силами. Творцом всего сущего они считали бога Хунаб Ку. Он имел сына Ицамну (господина небес и верховного бога - основателя жречества), отождествляемого с Солнцем (порядком, теплом, светом, мужским началом). В пантеон богов майя входили : Ицаин - бога неба, бог кукурузы – Йум-Каам, бог Полярной звезды – Шамана Эка, бог смерти – Ах-Пучи, бога ветра – Кукулькан.
Согласно мировоззрениям майя боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь.
Отсюда идея об исключительной важности любой формы жертвоприношений. Ими могли быть цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы - все, что только дорого сердцу. Более серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка, гениталий, щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майя были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигались реальная взаимосвязь и единство всех уровней космоса и земного сообщества.
К повседневным ритуальным действиям относились воскурение душистых растений, молитвы, посты (воздержание от соли, перца, мяса и секса), исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни.
Более жестокие жертвоприношения - ритуальные убийства и каннибализм - совершались в особых случаях (природных катаклизмах, политических потрясениях, эпидемиях).
Суть жертвоприношения сводилась к тому, чтобы продлить жизнь своим богам.
В жертву майя приносили как захваченных в бою врагов, так и представителей собственного племени, независимо от его положения. Ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью - обрести достоинства умершего.
Правители исполняли важную религиозную функцию.
Перфорация - ритуал кровопускания царя. Протыкая гениталии, мочки ушей, язык, правитель (и/ или его жена) пускали кровь и таким образом извлекали силу, которая разливаясь в мироздании, связывала их с предками и божествами. Чем чаще проводился данный ритуал, тем могущественнее была царская династия.
Немаловажным ритуалом было воскурение благовоний ( ароматической смолы из дерева, которое называлось у майя «ч’ах») — копал в честь богов.
Один из самых важных ритуалов, про который писали майя в своих надписях, — это завершение царем календарных периодов. Условно пятилетия, на самом деле это пять периодов по 360 дней. Затем - середина двадцатилетия, то есть условные десять лет. Крайне важны двадцатилетние периоды, двадцать периодов — 7200 дней. Эта канва времени, судя по текстам, каким-то образом подвластна царю. Говорилось: «Завершилось такое-то двадцатилетие. Это повелел царь». То есть время, с одной стороны, крайне важно, потому что оно существует и определяет всю жизнь, а с другой стороны, царь имел возможность производить с ним какие-то манипуляции. Особенно значимыми были окончания больших календарных периодов. Приблизительно это наши 400 лет, условные двадцать двадцатилетий майя. Окончание тринадцатого такого периода в текущей эре — знаменитый декабрь 2012 года, который мы все пережили.
Расчеты проводили с помощью трех календарем.
Первый - хааб, "гражданский" солнечный календарь, деливший год на 18 месяцев по 20 дней (нумеровались они от 0 до 19). В конце каждого года был период из 5 "несчастливых" или "пустых" дней (уайеб).
Второй - священный календарь майя цолькин или цолкин, согласно которому год делился на 260 дней (этим же календарем пользовались толтеки и ацтеки).
И третий календарь, именовавшийся "длинным счетом", считал время (от дней (кинов), лет (тунов - 360 дней) до т.н. алаутунов (64 000 000 тунов или 63 123 287 лет 245 дней)) от "начала времен" (дата, соответствующая 3114 году до н.э.).


Ну и наконец про костюмы, украшения, моду и представления о красоте.
Деформация тела практиковалась во всех классах общества майя.
Майя искусственно вызывали у детей косоглазие, прикрепляя им к волосам небольшой пластырь, свисавший до середины бровей, прокалывали мочки ушей для ушных украшений диаметром 2-3 см, носовые перегородки или крылья носа для подвешивания носовых украшений и прокалывали отверстия под губой для губного украшения. Практиковали искусственную деформацию черепа, веря, что этому их научили боги. С детства малышу привязывали ко лбу специальную дощечку, которая давила на череп и вызывала рост исключительно в высоту. В результате головы у многих майя были чрезмерно вытянутыми. Считалось, что это придаёт внешнему виду аристократичность. А если учитывать, что майя очень скрупулёзно относились к иерархическим составляющим жизни своего общества, то лишний раз продемонстрировать свой статус одним своим видом желали многие.
Еще одной формой телесного украшения было калечении зубов. Считалось "изящным" иметь зубы, "как зубья пилы". Подпилы имели различную форму и наносились на верхние и нижние резцы и клыки, как правило, симметрично. Одни подпилы имели острые концы, другие - тупые. Отдельно или в сочетании с подпиливанием зубов проводилась инкрустация.
Наиболее часто встречалась инкрустация округлой формы в середине передней плоскости верхних и нижних резцов и клыков. Материалом для инкрустации обычно служили нефрит, а также обсидиан, пирит или гематиты.

Татуировка царапаньем была важной частью украшения тела. Тип татуировки, в котором шрамы, нанесенные прорезанием предварительно раскрашенной кожи, образовывали всякого рода геометрические и символические рисунки, был предметом гордости мужчин майя, ибо чем больше татуировки на теле, тем храбрее и доблестнее считался мужчина, так как эта процедура была очень болезненной. Тех, кто не татуировался, осмеивали. Женщины также обычно татуировали тело от пояса вверх, кроме груди из-за кормления, изящными узорами. Юноши, пока не женились, не татуировались или делали легкую татуировку.
Татуировка могла быть применена и как наказание ворам высокого социального ранга. В этом случае их лицо обрабатывалось длинными полосами с двух сторон, от подбородка до лба.

Майя прибегали к частым омовениям, совершаемым, холодной водой или паром в специально построенных домиках.
Чтобы украсить себя они раскрашивали тело и лицо краской. Цвет был различный: черный - в пост, и до вступления в брак, синий - для жрецов, черный и красный - для воинов.
Женщины, натирались ярко-красной мазью, смолой цвета красной охры, защищавшей от комаров и предохранявшей от солнечных ожогов.
Зажиточные майя - опрыскивались душистым и липким составом янтарного масла «истах-те» (иц-тахте - смола сосны), также использовали для благовония букетики из душистых цветов и трав.

Размер и форма носа имела большое значение - идеальным считался длинный крючковатый нос. Вожди майя немало внимания уделяли изменению формы своего носа, применяя для этого шпаклевку.
Мужчины и женщины носили длинные волосы, но передняя часть головы, как правило, выбривалась, причем мужчины нередко прижигали кожу головы, чтобы волосы не отрастали. Наиболее распространенной прической являлись косы. Мужчины обычно укладывали их вокруг головы в виде венка, а сзади оставляли небольшой хвостик. Женщины носили более разнообразные прически. Девушки могли ходить с распущенными волосами, замужние же женщины заплетали косы, укладывая их таким образом, что их концы образовывали как бы рожки по бокам. Прически знатных дам отличались особой роскошью и могли образовывать башни, короны или нечто, напоминающее ягоды ежевики.
Применялись "держатели локонов" - нефритовые трубочки, разделявшие волосы на пряди.
Майя не отращивали бород. С детство матери прижигали горячими платками лица своих детей, чтобы она у них не росла, а также использовали пинцеты из меди и золота, для выщипывания волос.

Мужчины и женщины, имевшие высокий социальный статус, носили многочисленные ювелирные изделия, почти все из нефрита, хотя могли быть и из обсидиана, из раковины или кости.

Такие украшения включали:
- диадемы из нанизанных или нашитых на полоску ткани дисков;
- трубочки для локонов или цветы в волосах ;
- ушные украшения - круглые, квадратные, сложные, образующие цветочные элементы (у лиц явно низшего ранга в мочку уха нередко продевалась просто лента из ткани);
- носовые украшения - трубковидные, или в виде пуговиц с каждой стороны, или пластинка, свисающая с кончика носа; украшение для рта, составленное из четырех удлиненных пластин, образующих прямоугольник с небольшим диском в каждом углу,
- ожерелья из одной нитки сферических бусин, с подвесками или без них (личины, медальоны);
- ожерелья из нескольких концентрических ниток трубчатых бусин;
- пекторали;
- браслеты из нескольких ниток бусин;
- кольца и ножные браслеты из нескольких рядов.

До четырех-пяти лет дети обоих полов ходили обнаженными, после этого возраста мальчикам надевали пояски, а девочек закрывать от пояса и ниже.
Одежда была расписана яркими красками, которыми майя пытались отпугнуть от себя злых духов. Считалось, что с ними они сталкивались практически ежедневно. Майя окрашивали нить перед изготовлением ткани, использовали для изготовления красителей квасцы и мочевину. Некоторые красители получали из растений: красный из древесины цезальпинии, зеленый из плодов авокадо, а темно-фиолетовый из похожих на ежевику ягод. Другие красители имели животное происхождение, например, красный получали из кошенилевой тли, темно-фиолетовый цвет - из моллюсков. Часть красителей получали из минералов: графит давал черный цвет, а окислы железа – красный и желтый.

Одежда майя была богато украшена перьями. Перья использовались для украшения плащей и знамен, а также головных уборов. Слуги при помощи изготовленных из перьев вееров отгоняли мух от своих хозяев. Узоры из перьев вплетали в ткань юбок и свисавшие ленты набедренных повязок. Перьями украшали ритуальные щиты. Связки перьев, использовавшиеся как браслеты, носили на руках и ногах. Выделкой перьев занимались в основном женщины, и, как полагают, женщины из высших слоев общества. При выделке тканей они терпеливо вплетали в нити по одному перу. Использовали перья птицы кетсаль (столь высоко ценимой, что ее убийство без разрешения каралось смертью), туканов, трогонов, длиннохвостых попугаев, краксы, фазанов, соек, выпи.

Простые люди обходились тканью из древесных волокон и сизаля, одежда из хлопковой ткани была привилегией знати и жрецов.
Рабы и пленники – ходили обнаженными или с узкой полоской ткани «эш», без обуви, головных уборов и украшений.

Гардероб простолюдина нередко включал в себя нечто вроде плаща, носившего название «пати», который набрасывали на плечи. У женщин было два предмета одежды: носивший название «куб» длинный кусок украшенной рисунком ткани с прорезанными для рук и головы отверстиями и похожего фасона предмет нижнего белья, который можно назвать комбинацией или нижней юбкой, из более легкой ткани. В свободное от работы время они часто накидывали на плечи палантины. И мужчины и женщины пользовались известным под названием «манта» квадратным куском более толстой ткани, служившей верхней одеждой в холодные дни и одеялом ночью. Манту часто вешали вместо занавески на входе в дом.

Гарбероб зажиточного майянского мущины состоял из мастиль (маштлатл) – набедренной повязки, представлявшей собой длинную тканую ленту, опоясывавшую живот и закрывавшую половые органы, при этом два длинных конца, свисали спереди и широкого пояса, по большей части из кожи или шкур животных. Пояса и ткани набедренных повязок знати, отличались особо красочными узорами. Иногда поверх них надевали доходившие до лодыжек юбки. На плечи набрасывался плащ (tzute), иногда длиной до лодыжек, иногда – до талии.

У женщин одежда была разнообразнее и могла состоять из длинного платья (hipil – уйпиль), которое обычно оставляло открытыми шею и плечи женщины, или же из длинной юбки и верхней части – своеобразной кофты, состоящей из сшитых кусков плотной ткани. Каждое одеяние было по своему уникально, различались не только по размеру или цвету, но еще и по рисунку и украшениям, вышитым на них. Существовали родовые рисунки, носить которые могли лишь члены определенной семьи или рода. Церемониальные huipil’ы украшались с особым шиком, одеть их могли лишь женщины из аристократических семей. Поверх платьев надевали резко контрастирующие с ними по цвету палантины или короткие плащики, украшенный трубчатыми нефритовыми бусами и бахромой из перьев.

От коленей до щиколоток ноги знатных майя переплетались полосками из кожи, которые служили для крепления сандалий; в некоторых случаях имелись подобия ноговиц, в которых ленты несколько раз перекрещались на ноге или образовывали параллельные полосы, одна рядом с другой.
Сандалии делались в виде одной подошвы из невыделанной кожи или из хенекена с кожаной полоской, которая проходила между пальцами и обвязывалась вокруг щиколотки; они также могли иметь кожаный задник, закрывающий ногу выше пятки и красиво отделанный символическими мотивами или масками божеств.

Самым значительным элементом одежды был - головной убор.
Разнообразие форм, материалов и композиций бесконечно: тюрбаны, отделанные лентами, которые имитировали стебли маиса, диадемы, тиары.
Головной убор мог быть огромным роскошным шлемом, ансамблем наложенных одна на другую масок (Киригуа), тиарой из нефритовых дисков, завершающейся плюмажем, шлемом в виде головы птицы с перьями кецаля, тиарой с перьями спереди и сзади или сложнейшим набором масок и перьев.
Жреческое и воинское сословие носило головные уборы с изображением морд ягуаров, рептилий и рыб – персонажей майянской мифологии. Батабы одевали огромные плюмажи из больших зеленых перьев.
Верховные правители носили венцы из перьев, длиной превосходящие их рост. Иногда их приходилось укреплять при помощи специальных деревянных подпорок, закрепляющихся на поясе.

Ну и немного про некоторые элементы композиции
Шкура ягуара.
У индейцев майя ягуар пользовался почестями божества. Они считали ягуаров своими первопредками. Священная книга индейцев майя Пополь-Вух гласит: первый человек был Балам-Киче (восток - ягуар-страж) – «Ягуар со сладкой улыбкой», второй - Балам-Акаб (запад) – «Ягуар ночи», третий – Махукутах (север, символизирующий мудрость предков) - «Ничто - исчезающий позади», «Ягуар с именем Незримого», а четвертый был Ики-Балам (юг) - «Ягуар-Мощный ветер». Они были сотворены и созданы Создательницей и Творцом”.
До сих пор индейцы майя в священной церемонии призывают дух своих предков- ягуаров, обращаясь к определенным частям света.

Хрустальный череп.
В 1926 году на полуострове Юкатан при археологических раскопках в городе майя Лубаантун («Город упавших камней»), был найден череп, изготовленный из полированного кварца.
Исследования показали, что череп выточен без учета молекулярной симметрии кристалла и чрезвычайной хрупкости материала. Это невозможно сделать, не раскрошив кристалл, даже при помощи лазера. Для того, чтобы при обработке такой кристалл не рассыпался, требовались точнейшие аналитические методы: распилы должны быть строго ориентированы относительно осей роста кристалла… Он вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По твердости горный хрусталь уступает лишь топазу, корунду и алмазу, и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. Они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. Череп состоит из трех-четырех сростков, а в кристаллах, которые состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения кристалл может расколоться на куски, поэтому его нельзя резать – он просто расколется. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. На черепе не обнаружено ни малейших следов механической обработки – даже микроскопических царапин от полировки. Чтобы так отполировать этот чрезвычайно твердый материал, нужны сотни лет!
В задней части черепа, у его основания, имеется некий вид призмы, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату. Череп обладает поразительными оптическими свойствами. В полости черепа и на дне глазных впадин размещены мастерски изготовленные линзы и призмы, позволяющие передавать изображения предметов. Скуловые дуги лица действуют как световые трубки, вроде современных оптических волокон. Они проводят свет от основания черепа к глазным впадинам, где заканчиваются двумя миниатюрными линзами. При направлении светового луча в полость черепа глазные впадины начинают ярко сверкать. Если направить луч света в центр носовой полости, череп начинает светиться полностью и вокруг него возникает яркий ореол.
По одной из гипотез череп был сделан атлантами, случайно попал к майя, где использовался в культовых обрядах, по другой – это вещь попала на Землю из космоса. Считается, что майя не владели технологией, необходимой для изготовления подобного совершенного предмета, или все таки цивилизация майя владела знаниями и технологией, которые неизвестны нам?


@темы: фото, ткани, стилизация, прически, парадный костюм, одежда, обувь, информация, аксессуары, Америка, Mattel

Комментарии
2016-12-06 в 10:19 

Bara Miko
“Write. Write until it stops hurting.” (Six Word Story #40)
Очень интересно было бы рассмотреть платье получше, но пока на фото хорошо просматриваются только украшение на голову и бусики)
Но, конечно, работа проделана большая и кропотливая, да еще и раскраска куклы!

2016-12-06 в 11:18 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
Замечательно!:hlop:
Люблю майя. Так приятно было увидеть такой серьёзный подход к делу. :sunny:
Образ получился яркий. И фильм сразу "читается", и в тоже время, фрески узнаются.
Пропорции, детальки - всё отлично!:hlop:

2016-12-06 в 17:58 

oleksbuh
Bara Miko, спасибо за отзыв. Попробую сделать дополнительные фото платья.

Maski Mavki, спасибо за высокую оценку. Я позволила себе заглянуть в Ваш дневник, вижу эта тема Вам близка, от этого вдвойне приятно!
Ну и еще: я в восхищении от Ваших работ! :vo:

2016-12-07 в 00:37 

Createress
Новые песни придумала жизнь, не надо, ребята, о песне тужить (с)
Не-европейские цивиллизации - это немного не моя трава, но кукла получилась изумительно драматичной. От сочетания росписи, налицевой части украшений, головного убора и прически просто захватывает дух. Спасибо, что поделились

2016-12-07 в 11:47 

oleksbuh
Createress, Вы явно скромничаете, будучи человеком энциклопедических знаний!
Высоко ценю Вашу похвалу! и всегда прислушиваюсь к критике.
:love:

2016-12-08 в 17:33 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
oleksbuh, спасибо! Приходите ещё:hi:

2016-12-09 в 23:34 

oleksbuh
Maski Mavki, спасибо за приглашение! Буду заглядывать!:hi:
Bara Miko, обещанные фото...(наконец выходные!..., добралась до фотоапарата):

На момент начала работы на майянскую тему у меня не было подходящей куклы- мальчика. За модель была выбрана классическая Покахонтас, а за персонаж – Красная королева.
(В апреле 1994 г. в Паленке в Храме ХIII был найден саркофаг без надписей с останки женщины высокого социального слоя). Есть несколько версий, кем была эта женщина: правительницей Йохль-Ик- Наль, (прабабушкой Пакаля Великого), Белой Арой (принцессой, которую до этого привезли из Яшчилана, союзника Паленке, для того, чтобы женить сына местного правителя), Иш Кинну Мат или Хун К-Анлеум (известной также под именем Госпожи Баклана или Госпожи Паутины, которая была супругой правителя Паленке, захваченного в плен врагами из города Тонинá;), Сак К-ук' (матерью Пакаля Великого), или Тц-акбу Ахау, известной также под именем Ахпо–Хель (женой Пакаля Великого).
Основные элементы ансамбля вырисовывались сразу, а вот на выбор фасона и создание платья было затрачено уйма усилий и времени.
Если рассматривать все те же артефакты и сравнивать мужской и женский костюм, видно, что задачей мужского костюма являлась демонстрация и подчеркивание силы и мужества через обнажение большой части тела, верхняя часть корпуса лишь частично скрывалась за нашейным или наплечным украшением, мужчины часто изображались в костюмах из шкур животных, прежде всего ягуара, в то время как женская одежда - зачастую многослойна и покрывала все тело, кроме головы, кистей рук и ступней, рисунком изысканно сотканного текстиля. В женском костюме, будь то изображение на керамике или на монументах, никогда не использовались шкуры животных.
Вот несколько типов женского костюма:


- из одного куска материи, который оборачивался вокруг тела и завязывался спереди над грудью или вариации этого костюма, где один край материи мог быть перекинут через плечо (подобного рода одеяние встречается на керамических фигурках из Петена, Гватемалы, и Кампече);
- уйпиль - выполненный из искусно сотканного материала, богато декорированного, с вышитым орнаментом (например, в виде ромбов) полностью покрывающий тело (изображения на притолоках из Йашчилана и монументы из Бонампака);
- костюм из юбки и отдельной верхней части, которая завязывалась над грудью и оставляла руки открытыми (встречается на фигурках из Кампече, а в монументальном искусстве на «Палетке Рабов» из Паленке);
- кечкемитль (Quechquemitl) и юбка - сочетание юбки и небольшое пончо, кечкемитль, которое закрывает плечи и грудь (этот элемент костюма был заимствован майя из центральной Мексики);
- костюм, состоящий из юбки и верхней части, которые изображены похожими на сеть и были выполнены из стекляруса и жада (женщины в подобном одеянии изображены на монументах Петена и Паленке).
Последний фасон я сразу же отбросила, так как на керамике такой костюм встречается редко и только в изображении божеств. Мне не хотелось разделять силуэт дополнительными горизонтальными линиями, поэтому комплекты (н-р из юбки и пончо) я тоже отбросила.
Больше всего времени было потрачено на сомнения по поводу первого и второго фасона. Сердце лежало к уйпилю, но «балахонистые фасоны» лучше всего демонстрировать на стоящей фигуре (на тот момент пирамида уже была готова). От разрисовки тела мне тоже не хотелось отказываться, а данный фасон закрыл бы ее. Ну и еще одни технический момент - тяжесть головной убора (мне не хотелось крепить подпорки к спине куклы на застежки-липучки, а дополнительную устойчивость конструкции обеспечить упиранием в ступеньку пирамиды (основная нагрузка идет на хвост прически.) В общем все это склонило меня сделать выбор в пользу первого варианта.




Просто завернуть тело куклы в ткань было бы не очень интересно, поэтому были сделаны небольшие защипы. Спереди платье распашное (для демонстрации сандалий). Декоративные элементы – это уже полет моей фантазии, некий посыл к свисавшим спереди длинным концам мужских мастиль (изначально я планировала расшивать их перьми и рядами бусин, но потом отказалась от этой идеи, чувство меры победило).

2016-12-09 в 23:40 

Bara Miko
“Write. Write until it stops hurting.” (Six Word Story #40)
О, спасибо огромное, я обожаю подробности!!! Сейчас на ночь глядя припаду, перечитаю все вместе.

2017-01-03 в 22:27 

Createress
Новые песни придумала жизнь, не надо, ребята, о песне тужить (с)
oleksbuh, о, я тоже люблю подробности - с удовольствием глянула на технические фотографии и рисунки-прототипы:smiletxt::smiletxt::smiletxt:

2017-01-04 в 12:42 

oleksbuh
всегда рада поделиться!
:gh:: мы же здесь, в некотором роде, единомышленники!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Историческая и стилизованная одежда для кукол

главная